06.04 '2015
Евгения Одинцова    убытки | налоги |

Пристрастные налоговые инспекторы, а они в последнее время в большинстве такие, очень не любят убытки в отчетности. Сразу возникает подозрение в использовании налоговых схем. Наша задача развеять эти сомнения и обосновать причину возникновения убытков.

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов – это один из подозрительных факторов, отраженный в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Инспекторы считают убытки признаком того, что предприятие либо скрывает выручку, либо завышает расходы, либо пользуется какими-то другими схемами. Хотя, убытки в бизнесе, как и прибыль, – естественное явление. Бизнес это жизнь, где есть удачи и падения.

По правде говоря, ни один нормативный акт не требует от налогоплательщика обоснования полученного убытка. Налоговики вообще не должны оценивать эффективность произведенных затрат, т.к. ст.252 Налогового кодекса РФ обозначает два необходимых условия признания расходов при расчете налога на прибыль: экономическая обоснованность и документальное подтверждение. Экономическая оправданность это не то же самое, что экономическая эффективность.

Очень важная деталь – налоговики не имеют права оценивать ваши затраты с точки зрения эффективности.

Но, практика показывает, что спорить – себе дороже, гораздо проще развеять сомнения инспектора обоснованным пояснением.

Что должна содержать пояснительная записка об убытках в отчетности?

Первое. Записка подается на имя начальника налоговой инспекции, которая потребовала разъяснения отчетности.

Второе. Объясняя финансовый результат, очень важно не скупиться на факты, повлиявшие на полученный убыток в предприятии. Очень хорошо, когда все подтверждено документами, свидетельствующими о том, что это обычная хозяйственная деятельность, направленная на получение дохода. Приложить к пояснительной записке можно копию бизнес-плана, расшифровку кредиторской задолженности, складскую справку и т.д.

Ну, не получилось закрыть период с прибылью, бывает! Инспектор должен поверить, что вам очень хотелось обратного. Опишите свои будущие перспективы, что вы собираетесь или уже предприняли ряд шагов по достижении прибыли и укажите время, когда предприятие планирует выйти на положительный результат.

Какие аргументы можно привести в сопроводительной записке?

Например, компанией была поставлена цель – привлечение новых клиентов, в связи с чем были увеличены расходы на продвижение товара (затраты на проведение рекламных акций выросли на 10%,) выросли командировочные расходы и т.д.

Организация испытывает трудности со сбытом своей продукции и убыток получился из за расходов снижающихся медленнее (аренда, оплата труда и т.д.), чем падение выручки.

Масштабное сокращение персонала и выплата значительного для компании выходного пособия, что временно увеличило расходы на оплату труда.

Падение спроса на продукцию, в связи с чем компания вынуждена была снизить цены, а некоторые позиции продать ниже себестоимости (отпала необходимость для предприятия в купленном продукте, за время хранения произошло моральное устаревание, вышел срок годности)

Расширение рынка сбыта, вытеснение конкурентов с помощью снижения цен.

Произведен дорогостоящий ремонт в офисе, который будет оправдан в будущем.

На практике стараются избегать убытков в отчетности, дабы не объясняться с инспекторами и переносят их на следующий отчетный период. Всегда ли это выгодно и безопасно?

Самый постой и оптимальный выход - договориться с контрагентами и переоформить расходные документы на другой период. Но пойдут ли на это контрагенты?

Другой способ – не показывать некоторые затраты вообще. Но нужны ли вам такие материальные потери?

Есть вариант – временно скрыть расходы, а потом подать уточненную декларацию. А если прибыль так и не появится?

Есть еще ряд решений, но все они рассматриваются при учете деятельности предприятия.

Взвесьте все за и против. Бизнес ваш, решать вам.

Желаю вашему бизнесу расти, крепнуть и развиваться!